Форум Lossy.ru

Вернуться   Форум Lossy.ru > Разное > Искусство

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 11.09.2025, 12:53   #1
Serge44
Администратор
 
Аватар для Serge44
 
Регистрация: 06.03.2009
Адрес: Гора цветов и плодов за Пещерой водной завесы
Сообщений: 10,068
По умолчанию Махабхарата: Пандавы и Драупади

Панда́вы («потомки Панду») — из индуистского эпоса «Махабхарата»; пять воинов-братьев — сыновей царя Панду, правившего в Хастинапуре, и его двух жён Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, близнецы Накула и Сахадева.

Так как на Панду лежало проклятие брахмана, грозившее ему смертью, если он вступит в половую связь со своими жёнами, Пандавы ради продолжения царского рода были зачаты царицами от богов. Согласно сказанию, мудрец Дурваса даровал Кунти возможность призывать любого из богов для обретения потомства. Так Кунти родила троих старших Пандавов: отцом Юдхиштхиры называют бога закона и справедливости Дхарму, отцом Бхимы — бога ветра Ваю. Арджуна был сыном Индры. Впоследствии Кунти по просьбе Панду передала этот дар младшей жене — Мадри. Рождённые Мадри близнецы Накула и Сахадева — сыновья близнечных божеств Ашвинов. Ещё до замужества Кунти, воспользовавшись даром, полученным от мудреца, родила героя Карну от бога солнца Сурьи. Карна рос подкидышем в чужой семье и стал непримиримым врагом Пандавов.

После смерти Панду царём державы Кауравов стал его старший брат Дхритараштра, ранее отстранённый от наследования из-за слепоты. Сто сыновей царя Дхритараштры — герои-Кауравы — с детства соперничали с Пандавами в борьбе за престол: сначала Бхиму пытались утопить, отравить, а затем всех пятерых братьев вместе с Кунти пытались сжечь в смоляном доме (Хотя обе группы двоюродных братьев — сыновья Панду и сыновья Дхритараштры — происходят от древнего царя Куру и имеют право на родовое имя Кауравов, сказание чаще всего называет так сыновей Дхритараштры). Скитавшиеся инкогнито Пандавы обрели общую жену царевну панчалов Драупади и получили от Дхритараштры половину царства, где благополучно правили много лет, покорив окрестные страны. Юдхиштхира справил обряд раджасуя и стал царём царей — властителем огромной империи.

Власть и богатство Пандавов не давали покоя старшему из братьев-Кауравов злокозненному Дурьодхане. Тогда дядя Дурьодханы, прожжённый игрок Шакуни предложил вызвать Юдхиштхиру на игру в кости и выиграть его царство. Так из-за зависти Кауравов царь Пандавов Юдхиштхира был вызван на игру в кости, и в ходе жульнической игры Пандавы снова лишились своего достояния и ушли в тринадцатилетнее изгнание (ритуальная игра в кости была необходимой частью жертвоприношения раджасуя, и Юдхиштхира не мог отказаться от приглашения). Когда срок изгнания истёк, Дурьодхана при поддержке Карны отказался вернуть Пандавам их долю царства, и распря завершилась кровопролитной восемнадцатидневной битвой. На стороне Пандавов сражался сам Кришна (он был колесничим у среднего из братьев — Арджуны), но ради победы благородным Пандавам не раз пришлось прибегать к нарушениям правил сражения, подлостям и обману. Так они одолели в битве непобедимых витязей, сражавшихся на стороне Кауравов: общего деда Пандавов и Кауравов Бхишму, общего наставника Дрону, могучего Карну и самого принца Дурьодхану. Борьба Пандавов и Кауравов — основа сюжета «Махабхараты». В битве Дхритараштра потерял всех своих сыновей.

После победы Юдхиштхира правил царством тридцать шесть лет, ни на день не переставая скорбеть о гибели родичей и друзей. Оставив престол внуку Арджуны Парикшиту, Пандавы с женой удалились в паломничество, на пути в горы умерли и вознеслись на небо.
Serge44 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.09.2025, 12:57   #2
Serge44
Администратор
 
Аватар для Serge44
 
Регистрация: 06.03.2009
Адрес: Гора цветов и плодов за Пещерой водной завесы
Сообщений: 10,068
Дра́упади — в индуизме земное воплощение Лакшми, супруги Вишну или, по более древним представлениям, Индры; главная героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата», дочь царя панчалов Друпады и общая жена братьев Пандавов.

Драупади является не именем, а производным от «дочь Друпады».
Драупади родилась чудесным образом из жертвенного огня на алтаре, и её небесным отцом является бог Агни. При рождении Драупади невидимый голос произносит пророчество, что царевне суждено вызвать гибель кшатриев.

Согласно «Махабхарате», на руку Драупади, слывшей первой в мире красавицей, претендует множество женихов, и тогда её отец устраивает сваямвару (ритуал выбора жениха невестой). В соответствии с эпическим мотивом богатырского сватовства, съехавшиеся из многих стран витязи должны натянуть огромный лук и поразить цель. Основными претендентами оказываются средний из Пандавов Арджуна, выступающий под личиной брахмана, и его вечный соперник и неузнанный старший брат могучий Карна, с младенчества воспитанный приёмными родителями. Некоторые сказания говорят о том, что Карне удалось натянуть лук, но прекрасная царевна гордо отвергла безродного сына возницы, так как его царское происхождение оставалось тайной. В результате невесту завоевал юный «брахман» Арджуна, и с этого момента соперничество униженного Карны с Арджуной превращается в смертельную вражду.

После сваямвары Пандавы привели домой Драупади, их мать Кунти думала, что сыновья вернулись домой с милостыней, и сказала: «пользуйтесь ею совместно», — после чего уже не могла отменить своего повеления, и в согласии с её словами Драупади становится общей женой всех пяти братьев. Всеведущий Вьяса предлагает возмущённому отцу невесты и более мифологизированные объяснения полиандрии Драупади. По словам Вьясы, в одном из предшествующих рождений Драупади пять раз обращалась к Шиве с мольбой дать ей супруга, поэтому в новом рождении по велению бога ей пришлось иметь пятерых мужей. Кроме того, также по версии Вьясы, «те, которые родились здесь Пандавами, прежде были Индрами. А Лакшми, которая раньше была определена их супругой, — это Драупади», которая поэтому теперь должна быть общей женой Пандавов. В «Махабхарате» есть и объяснение полиандрии Драупади более практического плана: все пятеро братьев влюбились в красавицу, и мудрый старший брат Юдхиштхира, чтобы избежать раздора, предложил: «Прекрасная Драупади будет супругою для всех нас».

В злосчастной игре в кости, затеянной завистливым принцем Кауравов Дурьодханой (который также претендовал на руку Драупади, но потерпел поражение), старший Пандава царь Юдхиштхира проигрывает Кауравам царство, своих братьев, себя самого, а затем и Драупади.

Во время игры торжествующие Дурьодхана, его младший брат Духшасана и побратим Карна подвергают Драупади унижениям, считая её отныне рабыней Кауравов. Это публичное бесчестие царицы Пандавов должно было символизировать, что её венценосный супруг Юдхиштхира утратил власть, и его царство отныне принадлежит Дурьодхане (ср. победоносный Авессалом входит к наложницам бежавшего из Иерусалима Давида, чтобы продемонстрировать, что власть перешла к нему). Но не потерявшая самообладания Драупади ставит в тупик присутствующих мудрецов и старейшин рода Кауравов вопросом: мог ли Юдхиштхира ставить на кон её, если перед этим уже проиграл себя, и потерял право распоряжаться имуществом и семьёй? Ради Драупади старый царь Дхритараштра отменяет результаты игры и возвращает Пандавам свободу и царство.

В повторной игре Пандавы проигрывают царство и удаляются в тринадцатилетнее изгнание, лелея планы мести. Но сказание подчёркивает, что мстить они хотят не за проигрыш (игра в кости была ритуальным поединком, в исходе которого проявилась воля богов), а за оскорбление жены. Это прекрасно понимает царь Кауравов Дхритараштра, который говорит о Пандавах: «Гордые, никогда не примирятся они с нанесённым Драупади оскорблением!» И в изгнании Драупади всё не может забыть перенесённых унижений и постоянно подстрекает Пандавов к мести, причём особым объектом её ненависти является отвергнутый ей на сваямваре Карна: «Не унимается моя душевная мука, рождённая теми насмешками Карны!»

В последовавшей восемнадцатидневной битве на Курукшетре Драупади потеряла отца, братьев и всех пятерых сыновей, и после 36-летнего царствования в наследственной столице Кауравов Хастинапуре вместе с мужьями отреклась от престола. Драупади сопровождает Пандавов в их последнем паломничестве в Гималаях и умирает, не выдержав тягот пути. «Махабхарата» неоднократно подчёркивает, что во исполнение пророчества при рождении прекрасной царевны, именно посягательство на Драупади послужило причиной эпической битвы на поле Куру.
Serge44 вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 11:38.


Powered by vBulletin® Version 3.8.5
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Copyright © 2009 - 2022 www.lossy.ru