Дживака Комарабхачча (Чивак Комарапхат на пали) был королевским врачом у царя Бимбисары государства Магадха и учеником Гаутамы Будды. Жил в Раджагрихес 600 по 500 год до нашей эры. Он широко известен как один из легендарных врачей Азии. Он также считается образцом для подражания в традиционной медицине во многих азиатских странах.

Дживака был сыном красивой женщины из города. Брошен матерью при рождении Его нашли придворные царя Бимбисары и взяли на воспитание. Когда он вырос, он отправился в Таксилу, чтобы в течение семи лет изучать медицину. После этого он начал лечить людей в Раджагрихе. Его успешное лечение сделало его знаменитым. Он также был личным врачом короля Бимбисары и Будды Шакьямуни. Постепенно он стал большим покровителем буддийской общины. Он также построил храм под названием Чивакарам Вихара, чтобы поднести его Будде. Позже, принц Аджаташтру, сын царя Бимбисары, убил Бимбисару с целью захвата трона, и Дживака также сыграл свою роль в том, что царь Аджаташтру согласился приехать и пообщался с Буддой и осознал свои грехи.
Древнейшие палийские тексты, а также китайские тексты, такие как «Дхармагупта» и «Амарапалидживакаваданасутта», утверждают, что Дживака родился в Раджагрихе, столице Магадхи , которой правил царь Бимбисара. Мать Дживаки была красивой городской женщиной. Палийская и дхармагупта-версии Трипитаки упоминают ее имя как Салавати. Красивая женщина города, родив сына, приказала своим слугам выбросить ребенка в мусор. Она бросила своего сына, потому что полагала, что сын не будет ей полезен, как дочь, которую мать хотела вырастить городской красавицей, как и она). Она, вероятно, боялась, что рождение ребенка приведет к снижению ее репутации и доходов как городской красавицы.
Когда Дживака был оставлен матерью на свалке, принц Абхайя, сын царя Бимбисары, пришел встретиться с ним И он спросил окружающих: Жив ли этот ребенок? Люди говорили, что он еще жив. Поэтому принц Абхая взял ребенка к себе и воспитал его, назвав его «Дживака», что означает «живой».
В палийском тексте далее говорится, что Дживаке дали второе имя «Комарабхачча», что означает «слуга принца», поскольку принц был воспитан и о нем заботился царь. Но ученые утверждают, что имя, вероятно, произошло от термина, обозначающего педиатра в древнеиндийских аюрведических текстах.
Когда Дживака вырос, то понял, что его скромное происхождение незаконнорожденного доставляет неудобство жить в обществе. И он решил продолжить обучение, чтобы компенсировать это прошлое. Поэтому он отправился в Таксинлу , чтобы изучать медицину, не сообщив об этом принцу Абхайяраджакумаре.
В Таиланде Дживака почитается как основатель-покровитель массажа.
Статуя Дживаки есть в Ват Пра Кэу - храме Изумрудного Будды в Бангкоке.
Дживака в буддийских текстах:
Будда дает наставления Дживаке в Дживака сутре МН 55, объясняя отношение к мясоедению.
Дживака также упоминается в Дживака сутре АН 8.26, где разъясняется, кто может считаться мирским последователем Будды.
Участник одной из сцен в Саманняпхала Сутта: Сутта о плодах отшельничества ДН 2.1
Излечивает царя Бимбисару в сутре Мв VIII.1.14–15