PDA

Просмотр полной версии : Ламповые DIY усилители


Velteron
23.04.2009, 18:37
Приветствую!
Интересно собрать усилитель для наушников своими руками. Желательно ламповый.
Кто-нибудь занимался этим и если да, то какие схемы посоветуете? Вроде говорят схема усилителя с радиоприемника "Эстония" неплохая.

Yoshimo
23.04.2009, 19:07
Приветствую!
Интересно собрать усилитель для наушников своими руками. Желательно ламповый.
Кто-нибудь занимался этим и если да, то какие схемы посоветуете? Вроде говорят схема усилителя с радиоприемника "Эстония" неплохая.

Уточните пожалуйста:
1. какой источник сигнала: его выходное сопротивление и напряжение;
2. Величину импеданса наушников.
От этого на 100% зависит выбор схемы.

Velteron
23.04.2009, 20:48
1. Источник - звуковая карта Creative Audigy 2 ZS. Данные по сопротивлению и напряжению на их сайте нет.
2. 50 ом, но хотелось бы с заделом на будущее до 300 ом (если есть такая возможность, конечно)

Yoshimo
23.04.2009, 21:06
Для наушников с импедансом 50 Ом сделать ламповый ОТЛ будет непросто. Как вариант трансформаторного лампового усилителя - хорошая схема есть у Сергеева Сергея, вот ссылка: http://sergeev21.narod.ru/6s45p.htm.
Схема рабочая, да и звучит хорошо, притом, очень проста в повторении и наладке! Если сделать выходные трансформаторы по Сергееву, с этой схемой можно будет использовать наушники 32-300 Ом.
Вот только стоит ли строить ламповый усилитель для работы с Audigy 2...

Steel_monkey
23.04.2009, 22:30
Трансформатор, скорее всего, станет главной проблемой при подборе деталей, так как специализированные стоят как неплохой ламповый ОТЛ, а советские ТВЗ где-то надо искать, да и отзывы об их зучании разнятся. Наиболее распространенная в интернете ОТЛ схема это усилитель " с общим катодом", умощенный повторителем Уайта. Примеры схем- наш ланчбокс http://www.stereohead.ru/_articles/images/Headphone_Amp/Obzory/LUNCH_BOX/3-b.jpg и усилитель Брюса Бендера http://headwize.com/projects/showfile.php?file=bender_prj.htm . Повторитель Уайта позволяет получить очень малое выходное сопротивление ламповой схемы и вроде бы обойтись без трансформатора. Обратите внимание, что в бестрансформаторных ламповых усилителях на выход ставят электролитические конденсаторы малой емкости. 100 мкФ в ланчбоксе дают 80 Ом сопротивления на 20 Гц, а уж как фазу крутят. В транзисторных усилителях ставят низковольтные конденсаторы больших номиналов ( это если класс А) - не в этом ли одна из причин худшей работы ламповиков с низкоомными ушами?
Я сам комплектую ламповый усилитель, хочу использовать аналогичную схему. В ламповой технике я профан, но из некоторых источников, лампу для выходного каскада надо выбирать с максиальной крутизной S и усилением мю, и минимальным сопротивлением катода. По идее, в повторителе Уайта можно получить выходное сопротивление порядка 1/(S*mu), что для 6Н1П равно 8 Ом ( даже для 32-омников неплохое демпфирование, сравните с 80 Омами конденсатора). Правда какие еще условия надо соблюсти, чтобы получить такой результат, я не знаю. Читал о том, что у схемы высокое усиление по напряжению.
Для своей схемы хочу использовать одиночные триоды 6С2П. Они предназначены для усиления СВЧ колебаний в режиме с общей сеткой, и имеют очень высокие мю и S. Правда подойдут ли они, я не знаю ( этот вопрос я хочу адресовать господину Yoshimo). В крайнем случае есть 6Н1П.

Velteron
23.04.2009, 22:50
Спасибо за ответы. Будем думать :)

Yoshimo
24.04.2009, 00:20
Усиление по напряжению у повторителя Уайта меньше еденицы. В идеале порядка 0,95.
Повторитель Уайта - клубок компромиссов, погонитесь за малым выходным сопротивлением - потеряете выходную мощность.
Статья по повторителю Уайта: http://www.tubecad.com/october99/page4.html со всеми его достоинствами и недостатками.
6C2П я не слушал, врать не буду. Но ее ВАХи не очень-то красивые - думаю будет высокий КНИ.
В схеме Брюса Бендера (вернее, в ее вариации) мне больше всего понравились: во входном каскаде 6Н1П, в выходном повторителе - 6Н6П (по-моему, наилучший вариант для повторителя и в плане звука, и в плане выходного сопротивления каскада, да и ВАХ - практически параллельные равноудаленные линии вплоть до -10В). Еще лучший результат на входе даст 6Н8С, но у нее Мю меньше, чем у 6Н1П.
Но, еще раз повторюсь: считаю ОТЛ схемы тупиковым путем.

Один из форумчан - kyvaldis собрал схему Сергеева: отслушал ее и с оригинальными трансами Сергеева и с ТВЗ1-9.

vitamir
24.04.2009, 17:13
Повторитель Уайта - клубок компромиссов, погонитесь за малым выходным сопротивлением - потеряете выходную мощность.
Статья по повторителю Уайта: http://www.tubecad.com/october99/page4.html со всеми его достоинствами и недостатками.

Поскольку наушникам не нужна большая мощность, не так уж "компромисен" повторитель Уайта в сравнении с обычным катодным повторителем, например. К тому же позволяет получить более низкое выходное сопротивление и больший размах тока в нагрузке при том же режимном токе. В свое время Alex Cavalli подверг критике методику оптимизации этого каскада, на которую вы ссылаетесь, и предложил свою (http://www.cavalliaudio.com/cj/docs/WCFOptimization.pdf). А также свой вариант обсуждаемой схемы (http://www.cavalliaudio.com/cj/main.php?page=omj), имеющий лучшие параметры, действительно оптимизированный.
Любая схема - набор компромиссов, поэтому, ИМХО повторитель Уайта вовсе не тупик. Однако, на любой базе, не усилитель для низкоомных наушников.

Yoshimo
24.04.2009, 17:53
ИМХО повторитель Уайта вовсе не тупик. Однако, на любой базе, не усилитель для низкоомных наушников.

Поэтому я рекомендовал в предыдущих постах однотактную схему с трансформаторным каскадом.
Повторитель Уайта хорош для высокоомных наушников.
К тому-же, для низкоомных наушников понадобится разделительный конденсатор очень большой емкости (и на напряжение минимум 250В!). Аудиофильский конденсатор будет стоить столько же, сколько и выходной трансформатор :)

Steel_monkey
07.05.2009, 00:02
Присматривал разные схемы усилителей для наушников на лампах. Исхожу из того, что невозможно использовать в схеме редкие на сегодняшний момент ТВЗ, а обойтись обычными тороидальными трансформаторами большой мощности ( 30-100 Вт ?), которые на порядок достепнее. Для этого через трансформатор не должен течь постоянный ток, то есть необходимо создать искусственную среднюю точку конденсаторным делителем.

Первая схема постоянно появляется вместе с выражениями типа " на трансформаторах будет лучше" или " на трансформаторах звучит мягче" :)
http://www.sergeev21.narod.ru/setr.htm . Автор рекомендует ТВЗ, но, возможно, тороидальный трансформатор тоже будет работать.

Вторая схема всплыла в табулированной ветке на аудиопортале (смотреть приложенные схемы).
По словам автора, схема к трансформаторам "всеядна" и были использованы торы. С другой стороны, говорят, что использовали аморфное железо. В общем, непонятки, но подмагничивания нет.

Третья схема всплыла в этом же топике (смотреть приложенные рисунки). Автор утверждает, что трансформаторы должны быть без зазора, и что торы на 80 Ватт играли лучше ТВЗ.

Схемотехнику четвертой и пятой схем до этого не видел.
Схема 4 http://tubecad.com/2004/blog0015.htm
Схема 5 http://www.tubecad.com/2005/January/blog0030.htm
В первой обещают очень низкое выходное сопротивление и работу на низкоомные наушники. Я так понимаю, это заслуги ООС?

Гуманитарий
12.11.2009, 12:37
Скажите, на ebay море предложений разных ламп по малым ценам, известных марок и в подозрительно новых упаковках. Что это за телефункены, филипсы, арсиэй и пр., фейки или это все "не_аудио" лампы? Какой вообще ресурс у ламп, если продаются образцы 40-50-х годов?
Спрашиваю о зарубежных лампах, т. к. мне проще добраться до них. И, кстати, какую схему порекомендуете для SenHD580?
Спасибо

Yoshimo
12.11.2009, 17:06
кстати, какую схему порекомендуете для SenHD580?
Спасибо

http://gilmore2.chem.northwestern.edu/projects/showfile.php?file=bender_prj.htm

Удачная и простая в реализации схема (проект выходного дня :)), я с нее начинал: делал усилитель для Beyerdynamic DT990. Схема отлично подойдет к 580м Сенхам: добавит немного теплоты и сделает аналитичный звук 580-х не таким занудным :)
Три лампы 6Н1П Вам обойдутся аж в 10$; можно попробовать достать новые лампы завода Светлана на e-buy. Но и старые советские вполне хорошо подойдут.
Вместо 6Н1П в этой схеме можно использовать 6Н8С (6SN7) - с этими лампами звучание будет еще лучше, чем с 6Н1П, только цоколевки этих ламп различные.

Если есть возможность намотать трансформаторы, то лучше собрать такую схему:
http://sergeev21.narod.ru/6s45p.htm
она звучит мягче первой; вцелом, она более музыкальная.

Гуманитарий
12.11.2009, 17:55
...добавит немного теплоты и сделает аналитичный звук 580-х не таким занудным :)


тю! А мне 580-е кажутся очень "эмоциональными" особенно по сравнению с АКГ К601 :)

Yoshimo
12.11.2009, 18:15
А мне 580-е кажутся очень "эмоциональными" особенно по сравнению с АКГ К601 :)

У меня с 580-ми и К701-ми с точностью до наоборот.
Сравнивал на DIY ламповом однотактнике К-701, HD580, AH-D2000 и DT990PRO. Самыми "отмороженными" (ну ладно, правильными :)) мне показались именно HD580.
На транзисторном DIY Леманне c HD580 и AH-D2000 получилось полное занудство и отсутствие эмоций :)

PHD
12.11.2009, 19:27
На транзисторном DIY Леманне c HD580 и AH-D2000 получилось полное занудство и отсутствие эмоций :)

Вы его собирали, чтобы услышать это "полное занудово". Хоть убейте, ну не кажется мне так. Вы сначала, соберите, а видно, что вы этого ещё не делали, а, потом будете описывать впечатления. Я, ошибаюсь?

PHD
12.11.2009, 19:38
Гуманитраирий,
"Леман" крайне синергичен с зенхайзерами. Я то это знаю, не приблизительно, а в точности.

Yoshimo
12.11.2009, 23:35
Вы его собирали, чтобы услышать это "полное занудово". Я лично собрал и "Леман" и "М3" и Бэта22". Хоть убейте, ну не кажется мне так. Вы сначала, соберите, а видно, что вы этого ещё не делали, а, потом будете описывать впечатления. Я, ошибаюсь?

Вы ошибаетесь. И собирал я его не для того, чтобы услышать "занудство", тем более, что с АКГ К701 этот усилитель звучал вполне хорошо.
То, что я назвал "занудством" относилось лишь к моему мнению о звучании связки Леманн+HD580 и Леманн+DENON AH-D2000. Звучание этой связки мне показалось очень пресным.
В качестве источника был CD-плеер Philips CD304.

PHD
12.11.2009, 23:54
Я ,извиняюсь, совсем не хотел вас обидеть. Видимо, я стал сам резким. Извините, меня. [/B]

Yoshimo
13.11.2009, 00:00
Я ,извиняюсь, совсем не хотел вас обидеть. Видимо, я стал сам резким. Извините, меня.

Да ради Бога, все нормально :)
Просто у всех у нас разные музыкальные предпочтения, свой слух... Да и форум-то для того, чтобы обменяться мнениями, которые совсем не должны совпадать :)
Как говорит Анатолий Манаков - на каждый ух свой чух.

Serge44
13.11.2009, 01:25
Источник звука с несбалансированным звучанием, например, очень яркий, будет лучше звучать в системе с ламповым усилителем.
А если источник звука и носители качественные, то в такой системе допустимо присутствие компонентов с различным звуковым почерком. У меня есть несколько джазовых альбомов на виниле высокого качества, которые звучат тем лучше, чем ярче компоненты системы.

В целом, транзисторные усилители хорошо раскрывают наушники AKG.
Для Sennheiser подходят как ламповые, так и транзисторные усилители. Лично я всегда за ламповые усилители для Sennheiser.

Есть привычка у кого-то к звуку транзисторному или ламповому. В таком случае, каждый слушатель будет прав по-своему, это лишь дело вкуса.

Кроме того, у некоторых слушателей есть опыт знакомства только с хорошими транзисторными усилителями и некачественными ламповиками или наоборот, откуда и появляется предубежденное неприятие усилителей того или другого типа.

Serge44
13.11.2009, 02:15
И, кстати, качественные лампы найти не так уж трудно, заказывая их либо на аукционах либо в специализированных магазинах по продаже ламп. Лампы выпуска конца 60-ых до начала 80-ых годов купить нетрудно совсем, реально купить и более ранние, в отличном состоянии и даже NOS, но получится дороже.
А вот купить качественные транзисторы сложнее, зачастую они быстро и бесследно пропадают из продажи.

Гуманитарий
13.11.2009, 02:26
Раз такое дело, может дадите списочек не очень дорогих приличных ламп, которые стоит поискать на аукционах?
Спасибо

Serge44
13.11.2009, 03:15
В разделе Другая аппаратура есть несколько тем по семействам ламп. Выбираются лампы для конкретной модели усилителя.

Гуманитарий
13.11.2009, 22:55
В разделе Другая аппаратура есть несколько тем по семействам ламп. Выбираются лампы для конкретной модели усилителя.

Тогда так: где можно посмотреть схемы/мануалы по сборке усилителей, в которых используются лампы 6DJ8/6922?
Спасибо

Yoshimo
13.11.2009, 23:32
Тогда так: где можно посмотреть схемы/мануалы по сборке усилителей, в которых используются лампы 6DJ8/6922?
Спасибо

http://gilmore2.chem.northwestern.edu/projects/index.htm

P.S. 6922/6DJ8 производства Sovtek и Electroharmonix покупать не советую: их делают в Саратове, и, по сути, это та же самая советская 6Н23П (то же оборудование, тот же техпроцесс), которую на любом радиобазаре можно купить по 1-2$ за штуку.

Гуманитарий
14.11.2009, 00:45
Возьму что-то типа этого:

http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=130343795676&ssPageName=STRK:MEWAX:IT

http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=170405633739&ssPageName=STRK:MEWAX:IT

http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=130343795676&ssPageName=STRK:MEWAX:IT

Yoshimo
14.11.2009, 01:06
Как-то подозрительно дешево...

Гуманитарий
14.11.2009, 01:48
так еще подростут к концу торгов.

А эти Филипсы начала 80-х не даже не подрастут:

http://cgi.ebay.com/Philips-ECG-JAN-6922-6DJ8-ECC88-tubes-Brand-New_W0QQitemZ390059189907QQcmdZViewItemQQptZVintag e_Electronics_R2?hash=item5ad156e693

Serge44
14.11.2009, 02:02
Лампы не новые стоит покупать разве что у проверенного продавца, который не обманет. Иначе есть риск купить лампы, которые уже исчерпали свой ресурс или вот-вот. "Сдохшие" лампы сравнимы с старым кинескопом, картинку он показывает, но цвета все блеклые, детали разглядеть там уже нельзя и фильмом уж не насладишься. Также и израсходованные лампы - они дают "блеклый" звук. Поэтому покупать такие даже очень дешево не имеет смысла.

Гуманитарий
14.11.2009, 12:50
Serge44

Филипсы на последней ссылке вроде новые а те "buggle boys" по описаниям NOS. NOS is okay too, right??? Все дают безусловный манибек...

Serge44
14.11.2009, 23:22
NOS - new old stock. Такое название применяют в аудио-аппаратуре для компонентов, выпущенных много лет назад, но которые никогда не были в пользовании и, чаще всего, не поступали в продажу. Например, маленькая партия ламп или наушников пролежала много лет на дальней полке какого-нибудь склада. Спустя пару десятков лет их случайно обнаружили и решили распродать. Они полностью новые, запечатанные в заводской упаковке и полностью пригодны для пользования.

Гуманитарий
15.11.2009, 10:39
Ну да!
Как считаете, стоит городить что-то из схем Morgan Jones под HD580? Пока все что нашел с лампами 6DJ8/6922

vitamir
15.11.2009, 13:40
Гуманитарий
Судя по Вашим постам, это будет Ваш первый опыт построения ушного лампового усилителя. Поэтому, настоятельно рекомендую повторить именно этот (http://www.cavalliaudio.com/cj/main.php?page=omj) вариант. Звучать будет.

Yoshimo
15.11.2009, 13:45
Ну да!
Как считаете, стоит городить что-то из схем Morgan Jones под HD580? Пока все что нашел с лампами 6DJ8/6922

Для HD580 схема Моргана Джонса, вполне удачная (как для безтрансформаторного усилителя на 6922), особенно учитывая ее малую стоимость и простоту повторения.
Правда, схема питания этого усилителя никуда не годится, но переделать ее будет несложно. Если решите собирать именно эту схему - пришлю откорректированную схему.

Гуманитарий
15.11.2009, 14:04
vitamir С удовольствием! Опыт первый, но есть друг - радиоиженер высокого уровня.

Yoshimo Супер! Жду от вас схему.


И, кстати, в этой схеме нужно 3 лампы, образно говоря 2+1. Как порекомендуете выбирать, 2 "новые-винтажные (Amperex, RCA, Mullard, etc.)" + 1 Philips новая начала 80-х или наоборот?

Спасибо

Yoshimo
15.11.2009, 14:20
И, кстати, в этой схеме нужно 3 лампы, образно говоря 2+1. Как порекомендуете выбирать, 2 "новые-винтажные (Amperex, RCA, Mullard, etc.)" + 1 Philips новая начала 80-х или наоборот?


Для начала, купите 3 советские 6Н23П, на которых Вы запустите и отладите схему. А потом уже и винтаж поставить можно.

P.S. Схема, предложенная Витамиром, тоже хорошо подходит для 6922; разница между этой схемой и оригинальной Моргана Джонса скорее вкусовая. Думаю, стоит попробовать обе схемы.

Yoshimo
15.11.2009, 17:24
Как и обещал - схема питания для усилителя Моргана Джонса
.........
В схеме есть баг - нужно поменять местами R3 и R6; в качестве R5 лучше поставить подстроечник на 100к.
С5, С6, С7 хорошо подойдут Hitachi серии HU4; C7-C10 - низкоимпедансники Samwha или Capxon серии LZ.

Гуманитарий
15.11.2009, 20:43
Yoshimo

Вы говорите "...Схема, предложенная Витамиром, тоже хорошо подходит для 6922; разница между..."

Есть вопросы:

Схема питания, которую вы выложили применяется при всех вариациях MJ, в т. ч. и вместе со схемой vitamir?

Какая мощность резисторов в схеме питания (и, возможно, другие рекомендации по выбору компонентов)?

Спасибо

Yoshimo
15.11.2009, 20:53
Yoshimo
Есть вопросы:
Схема питания, которую вы выложили применяется при всех вариациях MJ, в т. ч. и вместе со схемой vitamir?
Какая мощность резисторов в схеме питания (и, возможно, другие рекомендации по выбору компонентов)?


да, схема питания подходит для обоих вариантов, т.к. в обоих схемах одинаковое анодное напряжение 220В и одинаковый набор ламп.
Резисторы все мощностью 2Вт, диоды в анодном питании - любые ультрафасты (35-70нсек) на напряжение минимум 500В. Шунтирующие их конденсаторы - пленочные на то же напряжение.
В накалы можно поставить готовые диодные мостики. Можно поставить диоды Шоттки, но тогда номинал R3 и R6 нужно будет увеличить.
Что касается электролитических конденсаторов - рекомендации я дал в предыдущем посте.

Гуманитарий
15.11.2009, 21:31
Спасибо. Подготовлю parts list - спрошу еще.

Гуманитарий
15.11.2009, 22:32
Кстати, можно тот-же вопрос по номиналам элементов в приведенной vitamir схеме усилителя? Спасибо!!!

Yoshimo
15.11.2009, 23:05
Кстати, можно тот-же вопрос по номиналам элементов в приведенной vitamir схеме усилителя? Спасибо!!!

Переменник на 100к я бы рекомендовал уменьшить до 47 или до 20кОм, иначе микродинамика будет убита; в качестве переменника хорошо подойдут сдвоенные потенциометры TESLA, можно СП3-30, можно и ALPS попытаться найти.
Все остальные резисторы я бы рекомендовал серии ПТМН на 1Вт
Конденсаторы на 1000мкФ и 2200мкФ - низкоимпедансные, хорошо подойдут Nichicon Muse серии FineGold или серии KZ на 10В.
Конденсатор на 470нФ я бы поставил WIMA серии MKP4, или как более дорогое решение, можно Mundorf.
Самое тонкое место - это резделительный кондер на 470мкФ. Тут напрашивается BlackGate, но они дорогие, да и днем-с-огнем не сыщешь...
Как вариант - Hitachi серии HU4 с паралельно включенным КБГ-М1 или Mundorf бумага в масле (очень дорогое удовольствие) на 0,47 - 1,0 мкФ.

Гуманитарий
15.11.2009, 23:24
От-же ж, дорогая холера получается!
А резделительный кондер на 470мкФ на сколько В?

Yoshimo
15.11.2009, 23:36
От-же ж, дорогая холера получается!

Если дорого, то можно, например, собрать схему на советских 6Н23П и на недорогой элементной базе. Если результат понравится - можно со временем заменить ширпотребные элементы на более качественные. А свой потенциал схема покажет и на обычной элементной базе.

Разделительный кондер минимум на 250В. Лучше 350В.

Гуманитарий
15.11.2009, 23:41
Спасибо. Какой смысл начинать делать на всякой лабуде, если можно за раз все заказать практически в двух-трех местах? Опять же, творческий пыл может не прийти дважды. И, наконец, если на хороших компонентах результат не понравится, не придется ломать голову, подозревая те самые "подручные " компоненты :)

Yoshimo
15.11.2009, 23:50
Спасибо. Какой смысл начинать делать на всякой лабуде, если можно за раз все заказать практически в двух-трех местах?

Ну, на лобуде, может, и не стоит, а вот на нормальных недорогих деталях можно отработать саму схему. Может так случиться, что первоначальный вариант схемы Вас не устроит, тогда придется заниматься доводкой схемы, и будет очень жаль, если дорогие детали пойдут на помойку.
К тому-же возможность сравнить звучание разных компонентов тоже очень хороший опыт на будущее.

Гуманитарий
15.11.2009, 23:55
А что по трансформатору порекомендуете?

Yoshimo
16.11.2009, 00:03
А что по трансформатору порекомендуете?

ТАН19, ТАН33, ТАН47. Можно еще ТАН20 или ТАН34, но тогда схема немного изменится.
Номера выводов в схеме питания указаны для ТАН19/ТАН33/ТАН47.

Если нужно - могу сделать расчет, если сможете намотать сами.

vitamir
16.11.2009, 00:07
Переменник на 100к я бы рекомендовал уменьшить до 47 или до 20кОм, иначе микродинамика будет убита; в качестве переменника хорошо подойдут сдвоенные потенциометры TESLA, можно СП3-30, можно и ALPS попытаться найти.
Подерживаю. Alps RK18 50kOm будет, видимо, оптимальным вариантом. Для сохранения микродинамики резистор в цепи сетки триода на входе усилителя не стоит выбирать номиналом более 2.5 сопротивления регулятора громкости.
Конденсаторы на 1000мкФ и 2200мкФ - низкоимпедансные, хорошо подойдут Nichicon Muse серии FineGold или серии KZ на 10В. Думаю, Panasonic FC или FM будут не хуже.
Конденсатор на 470нФ я бы поставил WIMA серии MKP4, или как более дорогое решение, можно Mundorf.
Отлично чувствует себя в этой позиции напыленный полипропилен от Icel.
Дороже WIMA, но дешевле Mundorf
Самое тонкое место - это резделительный кондер на 470мкФ.Думаю, конденсатора на 250 В в этой позиции достаточно. Можно пробовать Rubycon, Nichicon, Panasonic, даже К50-29, возможно с шунтированием полипропиленом. Также, полипропиленом желательно шунтировать блокировочные конденсаторы в питании.

Yoshimo
16.11.2009, 00:11
Также, полипропиленом желательно шунтировать блокировочные конденсаторы в питании.

Mea culpa. Действительно упустил шунты из схемы...


Можно пробовать Rubycon, Nichicon, Panasonic, даже К50-29, возможно с шунтированием полипропиленом.


Я ставил бумагу в масле КБГ-М1. Габариты у этого кондера конские, зато звучит мягко. Полипропилен MKP4/MKP10, как по-мне, звучал резче. Еще резче был полиэстер MKS4. Впрочем - дело вкуса :)

Гуманитарий
16.11.2009, 00:25
Пищи для размышлений более чем достаточно. Думаю, отстану от вас на пару дней :)

vitamir "полипропиленом желательно шунтировать блокировочные конденсаторы в питании."

Каким номиналом?

Serge44
16.11.2009, 04:57
Никто не мешает из семейства 6922 попробовать советские 6Н23П (по-своему неплохие), но "умершие" лампы, которые и постараются в первую очередь втюхнуть на любом радио-рынке, могут подпортить все впечатление от усилителя.

Yoshimo
16.11.2009, 10:35
полипропиленом желательно шунтировать блокировочные конденсаторы в питании. Каким номиналом?

Наибольшим, который сможете достать.
Полипропиленовые шунты нужно будет ставить не в блоке питания, а в самом усилителе, как можно ближе к анодному резистору на 120 Ом.

Чем хороши советские 6Н23П - они дешевые; можно купить десяток или более и отобрать из них три лампы, наиболее идиентичные по характеристикам. Но это возможно только на отлаженной схеме.

Советские лампы понадобятся в любом случае: схема коварная не смотря на простоту; при отсутствии опыта наладки/монтажа есть большой шанс сходу угробить все три лампы, поэтому пускать схему на дорогих 6922 - еще та авантюра!

Советские 6Н23П отличаются феноминальной живучестью и многое прощают разработчику.

Умершие лампы определить не сложно: по бокам у них есть темные пятна на стекле и геттер (который сверху) белесый.
В схеме полудохлые лампы тоже сразу видно по тому, как разъезжается рабочий режим. В схеме Моргана/Кавалли это будет сразу видно после первых замеров тока покоя.

Новые лампы, особенно NOS, сразу ставить в схему не стоит: сначала нужно подержать их 2-4 часа на накале с отключенным анодным проводом, но обязательно подключенной землей! Это делается для того, чтобы соединения бария, которые в первое время работы новой лампы испаряются с катода при нагреве осели не на аноде, а на геттере.

Если покупать 6922/6DJ8 на ebay, то подобранными парами, желательно 2 пары, чтобы осталась одна лампа из пары в резерве.

Гуманитарий
16.11.2009, 13:31
Yoshimo
"Наибольшим, который сможете достать.
Полипропиленовые шунты нужно будет ставить не в блоке питания, а в самом усилителе, как можно ближе к анодному резистору на 120 Ом."

Доступны MKP 4.7, 6.8 на 250в. Есть даже около 50 мкф но на 160 в - что пойдет?

Так в питании емкости не шунтировать?

Yoshimo
16.11.2009, 13:44
Yoshimo
Доступны MKP 4.7, 6.8 на 250в. Есть даже около 50 мкф но на 160 в - что пойдет?

Так в питании емкости не шунтировать?

Ставьте МКР на 6,8х250.
Электрически эти шунты будут паралельны фильтрующим конденсаторам
на 330мкФ, но по компоновке их лучше установить поближе к резисторам на 120 Ом (обеспечить при этом минимальную длину соединительных проводов). Если предполагается блок питания в отдельном корпусе, то эти шунты надо будет установить в корпусе самого усилителя, а не БП.

vitamir
16.11.2009, 15:33
Гуманитарий
Я бы и электролитический конденсатор фильтра питания расположил физически в непосредственной близости от выходного каскада.
Что касается номиналов полипропиленовых конденсаторов-шунтов, они выбираются в зависимости от типа электролитических конденсаторов в диапазоне 1/100..1/1000 их емкости. Чем меньше паразитный импеданс электролитических конденсаторов и чем позже по частоте он начинает расти, тем меньше требуемая емкость полипропиленового конденсатора.

Yoshimo
16.11.2009, 15:55
Vitamir,
В этой схеме неплохо бы вписался электронный дроссель. Если сделать постоянную времени эл.дросселя большой, можно было бы ограничиться только полипропиленовым конденсатором на выходе БП и не заморачиваться с подбором электролитов.
Но эл. дроссель штука капризная, да и мосфеты горят как спички...

Гуманитарий
17.11.2009, 00:45
Джентльмены, я конечно извиняюсь, но нет ли у вас схемы питания+усилителя, нарисованной с учетом всех Ваших рекомендаций, улучшений (шунты и пр.), а то чем дальше в лес... Может как нибудь найдете время.

P.S. Обещаю потом выдать свое творение на прослушивание :)

С ув.

Yoshimo
17.11.2009, 10:23
нет ли у вас схемы питания+усилителя, нарисованной с учетом всех Ваших рекомендаций, улучшений (шунты и пр.)

Хорошо, изображу :) Но чуть позже...

Гуманитарий
17.11.2009, 11:28
Хорошо, изображу :) Но чуть позже...

Суперспасибо!

Yoshimo
18.11.2009, 01:55
Выкладываю схему Кавалли с БП, расчетными рабочими режимами и комментариями по элементной базе.

Гуманитарий
20.11.2009, 11:14
Yoshimo и все

Приветствую! Свежие вопросы поднакопились.
1. В питании R5 таки менять на подстроечник (и какой мощности) или ставить 64К как в финальном варианте схемы?

2. С6 и С7 обязательно шунтировать полипропиленом?

3. Купил 2 шт. Rubycon 470/250 серии MXR. Пойдет на оазделительные?

4. Подстроечники на 11К и 20К тоже на 2Ватта?!

Пасибо.

Yoshimo
20.11.2009, 14:19
1. В питании R5 таки менять на подстроечник (и какой мощности) или ставить 64К как в финальном варианте схемы?

Лучше подстроечник на 0,5Вт 64-100к. Подстроечником нужно будет добиться минимального уровня фона и потом впаять на место подстроечника постоянник. Оптимальный номинал R5 можно определить только эмпирически.

2. С6 и С7 обязательно шунтировать полипропиленом?

Нет, но желательно. Работать будет и без шунтов.

3. Купил 2 шт. Rubycon 470/250 серии MXR. Пойдет на оазделительные?

Подойдет.

4. Подстроечники на 11К и 20К тоже на 2Ватта?!

Нет, тип подстроечника я указал. Можно и 3296Z - отличается только расположением подстроечного винта.

Гуманитарий
22.11.2009, 10:15
Yoshimo

Здрасте!
Я хотел еще раз убедится что ничего не напутано.
Вы писали:

"Самое тонкое место - это резделительный кондер на 470мкФ. Тут напрашивается BlackGate, но они дорогие, да и днем-с-огнем не сыщешь...
Как вариант - Hitachi серии HU4 с паралельно включенным КБГ-М1 или Mundorf бумага в масле (очень дорогое удовольствие) на 0,47 - 1,0 мкФ."

На схеме параллельно включен кон. на 6,8мкФ - все правильно?

Yoshimo
22.11.2009, 11:34
Yoshimo
На схеме параллельно включен кон. на 6,8мкФ - все правильно?

Все правильно, исходил из того, что у Вас есть.
Бумага в масле будет лучше, но и полипропилен вполне неплохо.

Гуманитарий
22.11.2009, 14:09
Yoshimo
Спасибо.

Скажите, правда 100К регулятор громкости не покатит (50К ALPS отсутствуют)?

Как это будет на слух 100К vs 50K?

Yoshimo
22.11.2009, 15:43
Скажите, правда 100К регулятор громкости не покатит (50К ALPS отсутствуют)?
Как это будет на слух 100К vs 50K?

Не то, чтобы не покатит.
Чем выше сопротивление регулятора громкости - тем хуже микродинамика усилителя и тем выше чувствительность к качеству межблочного кабеля.
На слух это может ощущаться как недостаток прозрачности ВЧ; такой недостаток можно исправить межблочником, но хороший межблочник стоит на порядок выше, чем регулятор громкости.
Применение Alps - это совсем не догма; на толкучках до сих пор можно найти прекрасные сдвоенные регуляторы Tesla за 3-5$.

Гуманитарий
22.11.2009, 19:37
А что такое "микродинамика" (на пальцах)?

Так и ALPS выйдет едва вдвое дороже, а те толкучки еще искать... :)

Yoshimo
22.11.2009, 20:03
А что такое "микродинамика" (на пальцах)?

http://www.lossy.ru/forums/showthread.php?t=59

Так и ALPS выйдет едва вдвое дороже, а те толкучки еще искать... :)
Слышал, что в последнее время появилось много китайский подделок Альпса.

Гуманитарий
22.11.2009, 20:24
Слышал, что в последнее время появилось много китайский подделок Альпса.

Вот и я не захотел покупать из Гонг Конга и нашел у официального поставщика + дешевле (но только 100К).

Насчет микродинамики.
Как я понял, "громче-тише" или другой кривой линейности повышения уровня из-за смены 50К на 100К не будет, так?

Yoshimo
22.11.2009, 20:41
Насчет микродинамики.
Как я понял, "громче-тише" или другой кривой линейности повышения уровня из-за смены 50К на 100К не будет, так?

Нет, не будет: все режимы работы схемы останутся без изменения. Но в случае применения регулятора на 100к, межблочные соединения должны будут быть как можно короче, желательно не более 0,5м, иначе заиграют все паразитные емкости межблочника.

vitamir
22.11.2009, 20:45
Насчет микродинамики.
Как я понял, "громче-тише" или другой кривой линейности повышения уровня из-за смены 50К на 100К не будет, так?
Не знаю, станет ли для Вас понятнее, регулятор громкости "виден" усилителю, как переменное от угла поворота сопротивление, величина которого меняется от 0Ом до R/4. Это сопротивление является "якобы сопротивлением источника сигнала" и взаимодействует с входным сопротивлением усилителя. Чем меньше абсолютная величина и изменение внутреннего сопротивления источника сигнала, тем лучше.

Гуманитарий
22.11.2009, 20:46
Не знаю, станет ли для Вас понятнее, регулятор громкости "виден" усилителю, как переменное от угла поворота сопротивление, величина которого меняется от 0Ом до R/4. Это сопротивление является "якобы сопротивлением источника сигнала" и взаимодействует с входным сопротивлением усилителя. Чем меньше абсолютная величина и изменение внутреннего сопротивления источника сигнала, тем лучше.

Увы, не стало понятнее :) Посмотрите на мой ник!

vitamir
22.11.2009, 20:57
Тогда у Вас два варианта для сопротивления регулятора громкости 50 кОм и 10 кОм.
И зависимость сопротивления от угла поворота обратнологарифмическая

Гуманитарий
22.11.2009, 23:55
Господа, последняя попытка уменьшить стоимость заказа компонентов:

какова мощность усилителя? Ищу возможность заменить 1-ватные резюки полу-ватными (не в питании).

Спасибо

Yoshimo
23.11.2009, 00:43
Как экономия на десятке резисторов по 50 коп/шт сможет удешевить проект? Или Вы там уже Allen Bradley заказываете?
На 1/2Вт в схеме усилителя могут быть заменены все резисторы, кроме 27к.

Гуманитарий
23.11.2009, 01:23
Yoshimo

3 доллара сэкономил. Мелочь, а приятно.

Гуманитарий
23.11.2009, 18:35
Подскажите, плиз, марку и номинал наиболее подходящих советских масляно-бумажных конденсаторов для данной схемы - шунтирование разделительного на 470мкф и того, на 0,47 - 1,0.

Спасибо, что помогаете.

Yoshimo
23.11.2009, 22:43
Подскажите, плиз, марку и номинал наиболее подходящих советских масляно-бумажных конденсаторов для данной схемы - шунтирование разделительного на 470мкф и того, на 0,47 - 1,0.

Спасибо, что помогаете.

По мере убывания:
КБГ-М1, МБГЧ, МБГО.

Гуманитарий
23.11.2009, 23:00
Yoshimo
А к40у-9, к42у-2 что за зверь, интересно?

Yoshimo
23.11.2009, 23:22
Yoshimo
А к40у-9, к42у-2 что за зверь, интересно?

Хорошие кондеры, будут получше МБГО/МБГЧ

Гуманитарий
29.11.2009, 18:42
Ув. Yoshimo, скажите а тороидальные трансы можно использовать вместо тех, что вы указали в схеме? Если да, то с какими характеристиками.

Yoshimo
29.11.2009, 22:44
Ув. Yoshimo, скажите а тороидальные трансы можно использовать вместо тех, что вы указали в схеме? Если да, то с какими характеристиками.

Да, торики конечно можно использовать.
Анодная обмотка должна быть на 180В 0,1А,
накальные обмотки 3шт (в случае применения 6DJ7+7DJ7) 6,5В 1,0А каждая.
При этом, неплохо бы, если силовик будет намотан на пониженную индукцию, не более 0,7-0,8Тл.

Гуманитарий
29.11.2009, 23:59
а если будут только 6DJ7?

Yoshimo
30.11.2009, 00:31
а если будут только 6DJ7?

Тогда - две.

Гуманитарий
01.12.2009, 12:38
Извиняюсь за вопрос, это однотактный усилитель (изготовитель транса спрашивает)?

Yoshimo
01.12.2009, 12:59
Извиняюсь за вопрос, это однотактный усилитель (изготовитель транса спрашивает)?

Да.

Гуманитарий
01.12.2009, 15:04
Загруз я окончательно. Один говорить - тор в выходник не годится, другой - годится но трудно что-то там отрегулировать, третий - можно, но звучит хреново. "Магнитный зазор", "фонит", т . п. Ужосс!

Я думал тор легче в корпус упрятать будет, теперь не уверен...

Yoshimo
01.12.2009, 15:17
Загруз я окончательно. Один говорить - тор в выходник не годится, другой - годится но трудно что-то там отрегулировать, третий - можно, но звучит хреново. "Магнитный зазор", "фонит", т . п. Ужосс!

Я думал тор легче в корпус упрятать будет, теперь не уверен...

Какой выходник??? Где Вы там выходник увидели? Схема-то безтрансформаторная!
Единственный трансформатор в схеме - силовой! О нем я и говорил...
Мы же о схеме Кавалли говорим?

Гуманитарий
01.12.2009, 18:32
О ней, родимой! Я там нигде не увидел. Ибо для меня что выходник, что силовик, практически одинаково. Я так же не смог получить единого решения, так как задавал вопросы целой куче народа. Теперь, кажется ясно :)

Кстати, когда схема с трансформатором (коким бы он ни был) называется "безтрансформаторной" гуманитарии ловят когнитивный диссонанс и впадают в ступор D)

Yoshimo
01.12.2009, 19:07
О ней, родимой! Я там нигде не увидел. Ибо для меня что выходник, что силовик, практически одинаково. Я так же не смог получить единого решения, так как задавал вопросы целой куче народа. Теперь, кажется ясно :)
Кстати, когда схема с трансформатором (коким бы он ни был) называется "безтрансформаторной" гуманитарии ловят когнитивный диссонанс и впадают в ступор D)

Что ж, понятно :)
Но теперь возникает вопрос: тот ли трансформатор Вам намотают?
Выходной и силовой трансформаторы предназначены для разных целей, поэтому рассчитываются и наматываются они по-разному.
Немагнитный зазор, который Вы упоминали в прошлом посте, делается только в магнитопроводе выходного трансформатора однотактной схемы.
В силовом трансформаторе зазора не должно быть.
Тороидальные сердечники не годятся для выходных трансформаторов однотактных схем (для двухтактных, впрочем, тоже :) )

Гуманитарий
01.12.2009, 19:11
Что ж, понятно :)
Но теперь возникает вопрос: тот ли трансформатор Вам намотают?
Выходной и силовой трансформаторы предназначены для разных целей, поэтому рассчитываются и наматываются они по-разному.
Немагнитный зазор, который Вы упоминали в прошлом посте, делается только в магнитопроводе выходного трансформатора однотактной схемы.
В силовом трансформаторе зазора не должно быть.
Тороидальные сердечники не годятся для выходных трансформаторов однотактных схем (для двухтактных, впрочем, тоже :) )

... но поскольку у нас не выходной транс, а силовой, то никакой зазор нам не нужен и мотаем обычный торик с вышеуказанными параметрами, правильно?

Yoshimo
01.12.2009, 19:26
... но поскольку у нас не выходной транс, а силовой, то никакой зазор нам не нужен и мотаем обычный торик с вышеуказанными параметрами, правильно?

Абсолютно так!

Гуманитарий
01.12.2009, 19:27
Аминь!

Как всегда спасибо

Гуманитарий
04.12.2009, 01:44
Тут маленький вопросик завалялся: какой смысл использования в анодном питании супербыстрых диодов вместо обычных (встретил еще одно упоминание именно о "супербыстрых" на форуме)?

Yoshimo
04.12.2009, 02:52
какой смысл использования в анодном питании супербыстрых диодов вместо обычных (встретил еще одно упоминание именно о "супербыстрых" на форуме)?

Уменьшение постоянной времени БП, тем самым, уменьшение его влияния на звучание усилителя в целом.

Гуманитарий
13.12.2009, 18:10
Ну, кажется все есть для постройки. С чего бы его начать... :)

Yoshimo
13.12.2009, 21:19
Ну, кажется все есть для постройки. С чего бы его начать... :)

Со сборки блока питания.
А вообще-то неплохо бы для начала прикинуть компоновку и конструктив корпуса.
Если нет возможности изготовить корпус своими руками, можно купить здесь www.radiodetali.com.ua
и здесь www.imrad.com.ua готовые металлические и пластиковые корпуса.

Гуманитарий
13.12.2009, 22:54
Yoshimo
Кстати, схему питания стоит монтировать на монтажке или печатной плате или тоже навесным?

Говорят организация "земли" важна для ламповых схем - есть тут какие-нибудь секреты?

Спасибо.

И еще, Ярослав: не совсем понимаю назначение 3 ламп. Это типа 2 канала- 2 драйвера + 1 на их раскачку?

Yoshimo
13.12.2009, 23:16
Yoshimo
Кстати, схему питания стоит монтировать на монтажке или печатной плате или тоже навесным?


БП лучше сделать печаткой, а саму схему - навесным монтажом.
Но можно и обе схемы сделать печаткой. Хотя для ламповых схем классическим монтажом является навесной, печатка тоже вполне допускается.


Говорят организация "земли" важна для ламповых схем - есть тут какие-нибудь секреты?


Секретов тут нет, но правильная реализация земли очень важна.
Вот, изучите этот материал - он ответит на Ваши (и не только :) ) вопросы по поводу разводки земли.


И еще, Ярослав: не совсем понимаю назначение 3 ламп. Это типа 2 канала- 2 драйвера + 1 на их раскачку?

В каждом канале услиления участвуют 3 триода: первый триод - каскад усиления напряжения, второй каскад на двух триодах - каскодный повторитель Уайта, который необходим для обеспечения низкого выходного сопротивления усилителя для согласования с наушниками.
6DJ8 - это двойной триод, т.е. два триода в одном баллоне. Потому получается в сумме три лампы.

Гуманитарий
13.12.2009, 23:21
я чего спрашивал о назначениях ламп: у меня их образовалось разнобразие. Т. е. есть 5 одинаковых, 4 одинаковых, и 3 разных. Можно подбирать по вкусу и цвету. Но, возможно 2 какие-то нужно подобранные (одинаковые) и одну любую, возможно все вразнобой, а возможно все 3 должны быть подобраны. Просветите?

Yoshimo
13.12.2009, 23:38
я чего спрашивал о назначениях ламп: у меня их образовалось разнобразие. Т. е. есть 5 одинаковых, 4 одинаковых, и 3 разных.

так, стоп: что значит "одинаковых" и "разных"? Чем они отличаются: датой изготовления, производителем, параметрами?

Гуманитарий
13.12.2009, 23:44
одинаковые - одна марка, дата, состояние. Из одной упаковки. Разные - например, 1 телефункен, 1 малард, 1 джи и.

Yoshimo
14.12.2009, 00:09
одинаковые - одна марка, дата, состояние. Из одной упаковки. Разные - например, 1 телефункен, 1 малард, 1 джи и.

Ага, понятно.
Тогда может быть несколько вариантов, зависимо от того, как будет выполнен монтаж:
1. Если в каждом из 3 баллонов один триод (половинка лампы) будет задействован в левом канале, второй - в правом, тогда можно ставить хоть все три разных лампы (с режимами по-началу будет свистопляска, но с помощью подстроечников все решаемо).
2. Если в первом каскаде в левом и правом канале будут использованы половинки одной лампы, а во втором (двухэтажном) каскаде будет по одному баллону на канал - тогда две лампы в выходных каскадах должны быть одинаковыми, а первая (во входном каскаде) может отличаться от двух других.
3. Если получится как Бог на душу положит: тогда крайне желательно, чтобы все три лампы были одинаковыми.

Я бы при монтаже делал первый вариант: тогда лампы можно выстроить в линию и монтаж будет симметричным, но чуть труднее будет правильно реализовать земли.

Для второго варианта удобнее компоновка треугольником (как у Лаконика), землю легко будет сделать шиной, но монтаж будет несколько хаотичный из за большого количества "перебросок" между лампами (если сделать все правильно и предусмотреть отдельные баллоны для верхнего и нижнего этажей).

Ну, и третий вариант: на входной каскад по половинке одного баллона и по отдельному баллону в каждый канал в выходной каскад, но под верхний/нижний этажи не отводить раздельные баллоны - монтаж получится чертовски красивый, без "перебросок", но не грамотный, могут быть проблемы с фоном.

Гуманитарий
14.12.2009, 00:38
супер! Теперь еще скажите где на схеме какие каскады и где там разделение на каналы (сам конечно не буду туда лезть, но для общего развития :)).

Ага, кажется входной вижу...

Не, ни фига! Если бы на схеме были оба канала, а не один, разобрался бы.

Гуманитарий
14.12.2009, 00:42
Скажите, а в каком каскаде собственно формируется "стиль звучания"?

Чувствую, что задаю глупые вопросы, но отступать поздно :(

Yoshimo
14.12.2009, 01:08
Скажите, а в каком каскаде собственно формируется "стиль звучания"?

Чувствую, что задаю глупые вопросы, но отступать поздно :(

На схеме изображается, обычно, только один канал. Второй канал - его зеркальная копия.
Сигнатура звучания формируется в обоих каскадах. Если говорить об особенностях, то у повторителя Уайта несколько теплый оттенок звучания. Собственное звучание этого усилителя очень зависит от подключаемых наушников (нагрузки). Чем меньше импеданс наушников, тем теплее звучание.

Лучше спросить глупость, чем ее сделать, особенно когда речь идет о высоком напряжении :) Без полной ясности и уверенности в том, что делаете за ламповые схемы лучше не браться! Поэтому задавайте ровно столько вопросов, сколько необходимо для появления этой самой ясности :)

Набросал несколько комментариев к схеме: прошу, аттач.

Гуманитарий
14.12.2009, 01:29
спасибо!!!

Гуманитарий
14.12.2009, 01:31
О! Вот это схема! :) :) :)

Yoshimo
14.12.2009, 01:44
Когда будете продумывать компоновку, уделите особое внимание сигнальным цепям: они должны быть минимальной длины, и, желательно, не проходить рядом с силовыми. Самым чувствительным будет проводник, соединяющий регулятор громкости и сетку лампы входного каскада.
Провода накалов должны быть свиты в косичку (переплетены), и проходить подальше от сигнальных цепей.

Гуманитарий
14.12.2009, 19:34
Yoshimo Я тут подумал, для того, чтобы этот усилитель для наушников стал еще и предусилителем просто добавить пару RCA штеккеров будет недостаточно?

Yoshimo
14.12.2009, 19:56
Yoshimo Я тут подумал, для того, чтобы этот усилитель для наушников стал еще и предусилителем просто добавить пару RCA штеккеров будет недостаточно?

Почему же: этот усилитель вполне можно использовать как пред. У него низкое выходное сопротивление и высокий коэффициент усиления по напряжению - порядка 22-23.
Добавления RCA гнезд будет вполне достаточно.

Гуманитарий
14.12.2009, 21:30
мелочь, а приятно!

DikiyDop
27.12.2009, 03:50
С Наступающим! От души всем желаю в Новом году эксперементов без "бахов" и звука, что приятно ложится на уши!
Особенная благодарность Yoshimo за вразумительную помощь. Мне хочется Вам задать вопрос свой. В откорректируемой схеме БП, по части, что питает накал лампы верхнего этажа. Делитель на R4-R5 подключён здесь к выходу фильтра анодного одного из каналов. Не лучше ли его (верхний вывод R4) подсоеденить к общей точке перед дросселями, а именно к соединениям этих дросселей с общим фильтрующим С5? Т.е. "до", а не "после"?
Или питание накала этого баллона не окажет заметного влияния на нессимитричность левого и правого каналов? И ещё. Как впишется схема электронных дросселей на полевиках, если предложенный вариант сгодится?

DikiyDop
27.12.2009, 04:12
[QUOTE=Yoshimo;4298]

1. Если в каждом из 3 баллонов один триод (половинка лампы) будет задействован в левом канале, второй - в правом, тогда можно ставить хоть все три разных лампы (с режимами по-началу будет свистопляска, но с помощью подстроечников все решаемо).


Я бы при монтаже делал первый вариант: тогда лампы можно выстроить в линию и монтаж будет симметричным, но чуть труднее будет правильно реализовать земли.

QUOTE]

Вот ещё что. Не будет ли для Вас проблеммой предложить компоновку для этого варианта?

Yoshimo
27.12.2009, 12:07
DikiyDop - спасибо за поздравления! В свою очередь тоже хочу пожелать Вам и всем форумчанам удачи, здоровья, достатка, и, конечно же, хорошего звука! :)
Теперь что касается делителя - можно его подключить и перед дросселями; тут нужно немного поэкспериментировать и определить тот вариант, при котором уровень фона будет минимальным.
По компоновке.
Ее лучше делать под конкретную заготовку корпуса, ну, или хотя-бы, зная примерные габариты. Если корпус большой - туда можно поместить блок питания - хорошо; если корпус маленький - придется БП делать выносным.
Открытый или закрытый вариант компоновки.
Закрытый - только на крайний случай, когда по-другому совсем никак. Если делать закрытый вариант корпуса - нужно будет тщательно продумывать вентилляцию, иначе внутри корпуса начнется пекло.
Открытый вариант будет более предпочтительным, т.к. обеспечит оптимальный теплообмен гарячих баллонов с окружающим воздухом. При открытом расположении ламп очень желательно сделать вокруг ламповых панелек отверстия небольшого диаметра - 2,5-3мм, а также отверстия в днище корпуса. Таким образом, будет охлаждаться нижняя часть панельки (с лепестками), которая будет находиться внутри корпуса.
Что касается блока питания: БП лучше делать на печатной плате, это избавит от проблемы крепления больших конденсаторов. Готовые выпрямительные мосты я бы не рекомендовал использовать - лучше диоды ультрафасты, субъективно с ними звук почище.

Два примерных варианта компоновки:

Гуманитарий
27.12.2009, 17:51
Кстати, насчет варианта "закрытый-открытый". Мне крайне не хочется делать открытые лампы. Думал ограничится обильным перфорированием корпуса. Теперь думаю, если поставить вентилятор на 6-8 см его будет откуда питать и вообще это не моветон?

Yoshimo
27.12.2009, 23:11
Кстати, насчет варианта "закрытый-открытый". Мне крайне не хочется делать открытые лампы. Думал ограничится обильным перфорированием корпуса. Теперь думаю, если поставить вентилятор на 6-8 см его будет откуда питать и вообще это не моветон?

Вентилятор - это не моветон, но и хорошего мало: лишние помехи, лишний шум. Питать его нужно только от отдельного источника напряжения от отдельной обмотки трансформатора, а еще лучше от отдельного трансформатора.
Если корпус просторный, с обильным количеством перфораций - можно обойтись без вентилятора.
При компоновке корпуса закрытого оформления располагайте конденсаторы (особенно электролитические) подальше от ламп.

Гуманитарий
28.12.2009, 00:06
Yoshimo скажем, 6-7 см от электролитов это достаточно далеко при обилии перфорации корпуса?

Serge44
28.12.2009, 00:07
Открытые лампы - в этом нет ничего страшного. Очень удобно, когда часто меняешь лампы, занимает секунды, чтобы поменять одну лампу на другую. Не создает дополнительного излишнего нагрева внутри корпуса усилителя. Для любой аппаратуры лучше избегать излишков температуры по возможности.

Опасаются чаще всего ламп в открытом доступе из-за боязни обжечься о них.
Это зависит от грамотности дизайна. Если усилитель сконструирован правильно, то лампы не должны находиться на пути руки при пользовании регулятором громкости, подключении\отключении наушников и т.п. Кроме того, в грамотной конструкции лампы дополнительно прикрыты сбоку\сзади выступающими частями усилителя, и что немаловажно, сверху.
Усилитель спроектирован неправильно, к примеру, когда лампы в открытом доступе торчат сверху как самая верхняя неприкрытая точка усилителя, и регулятор громкости, кнопка сети и пр. находятся также на верхней панели непосредственно возле открытых ламп. Это единственный случай, когда есть опасность обжечься. Во всех остальных случаях при грамотном дизайне проблем не будет.

Гуманитарий
28.12.2009, 00:12
Serge44 я, скорее склоняюсь к закрытому из-за сложности придать приличные вид открытому усилителю + оптимизации объема.

Yoshimo
28.12.2009, 01:38
Yoshimo скажем, 6-7 см от электролитов это достаточно далеко при обилии перфорации корпуса?

Да, этого будет вполне достаточно.
Открытое оформление кроме более практичного, считаю также более эстетичным :) В полной темноте светящиеся лампы выглядят потрясающе!

Serge44
28.12.2009, 03:35
Да, светящиеся лампы обладают своим очарованием:

http://www.lossy.ru/forums/attachment.php?attachmentid=1543&stc=1&d=1261960483

Гуманитарий
11.01.2010, 12:37
Yoshimo Здрасте, Ярослав
Гляньте свой пост №55, там речь о шунтировании фильтрующих конденсаторов. Вопрос: можно шунтировать кон. на 350в при помощи пленочных 250в?
Спасибо.

Yoshimo
11.01.2010, 13:09
Вопрос: можно шунтировать кон. на 350в при помощи пленочных 250в?
Спасибо.

Да, можно: ведь напряжение питания 220В. Хотя запас по напряжению будет небольшой - всего 30В. Для электролитических конденсаторов запас по напряжению намного более критичный, нежели для пленочных.

voci
08.02.2010, 16:13
Ни кто не подскажет где можно глянуть на схему Zana Deux на 6с33с ?
Давно зреет идея попробовать 33-е для наушников.
За ранее благодарю.

Yoshimo
08.02.2010, 17:56
Ни кто не подскажет где можно глянуть на схему Zana Deux на 6с33с ?
Давно зреет идея попробовать 33-е для наушников.
За ранее благодарю.

6C33C для наушников не очень подходит. Слишком "большой" для наушников звук с огромной макродинамикой.
К тому-же фон от накала в наушниках будет ощутим. Хедамп на 33ке - это 100% авантюра.
Попробуйте лучше 6С19П - эта лампа подходит намного больше.

Если так хочется "большую лампу", попробуйте 6С18С - это ранний аналог 6С33С.

Steel_monkey
08.02.2010, 18:06
А 6Н13С или 6С4С?

voci
08.02.2010, 18:17
Макетил на 6н5с OTL , как то не очень понравился, вялая середина и с высокими полная каша, после чего полностью перешел на SE с вых трансом.
А можно по подробней о 18-й, может ссылку дадите.

Steel_monkey
08.02.2010, 18:18
А какой OTL? Катодник или повторитель Уайта?

voci
08.02.2010, 18:22
Катодник.
Думаю ,с высокоомными ушами может бы ситуация прояснилась в лучшую сторону , а вот с 60 ом в нагрузке получилось не очень..

Steel_monkey
08.02.2010, 20:07
Ну тогда лучше эммиетрник :-)
Я бы попробовал повторитель Уайта, но трансформатор под эти триоды нужен конский :-( Лампы то есть.

vitamir
08.02.2010, 20:25
А я считаю возню с ламповыми OTL для низкоомных ушей бесполезной тратой времени и денег. Если очень хотите ламповый усилитель для низкоомных, делайте SE или не делайте вообще. Кому лень мотать трансы самостоятельно, обратитесь к специально обученным людям (http://www.audioinstrument.narod.ru/trans/trans.html).

Steel_monkey
08.02.2010, 20:48
Согласен, это больше баловство, специально собирать смысла нет. Но если есть все детали - почему не попробовать? :-)

Yoshimo
08.02.2010, 21:02
А я считаю возню с ламповыми OTL для низкоомных ушей бесполезной тратой времени и денег. Если очень хотите ламповый усилитель для низкоомных, делайте SE или не делайте вообще. Кому лень мотать трансы самостоятельно, обратитесь к специально обученным людям (http://www.audioinstrument.narod.ru/trans/trans.html).

Отвратительные трансы у этих специально обученных людей... не знаю, где их мотать учили :(

Yoshimo
08.02.2010, 21:12
Макетил на 6н5с OTL , как то не очень понравился, вялая середина и с высокими полная каша, после чего полностью перешел на SE с вых трансом.
А можно по подробней о 18-й, может ссылку дадите.

У катодника на половинке 6Н5С выходное сопротивление примерно 150 Ом, потому результаты получились не очень.
OTL, как правильно заметил Vitamir - баловство и напрасная трата времении.

6С18С - старый аналог 6С33С, по виду они очень похожи, за исключением того, что у 6С18С нет "рогов", и чуть меньше внутреннее сопротивление - 80 Ом. Режимы у нее идиентичны с 6С33С, но по звучанию 6С18С мягче и спокойнее 33-ки.
Но, еще раз повторюсь: на наушниках фон будет ощутимым как с 6С33С, так и с 6С18С.

На фотографии: слева 6С18С, справа 6С33С

voci
08.02.2010, 23:26
У катодника на половинке 6Н5С выходное сопротивление примерно 150 Ом, потому результаты получились не очень.
OTL, как правильно заметил Vitamir - баловство и напрасная трата времении.

6С18С - старый аналог 6С33С, по виду они очень похожи, за исключением того, что у 6С18С нет "рогов", и чуть меньше внутреннее сопротивление - 80 Ом. Режимы у нее идиентичны с 6С33С, но по звучанию 6С18С мягче и спокойнее 33-ки.
Но, еще раз повторюсь: на наушниках фон будет ощутимым как с 6С33С так и с 6С18С.

На фотографии: слева 6С18С, справа 6С33С

Yoshimo, спасибо за разъяснения . Но к сожалению в запасах есть только 33-е, да и хотелось все же услышать их в работе.
Не подскажите от какой схемы оттолкнуться ?

Yoshimo
09.02.2010, 00:54
Не подскажите от какой схемы оттолкнуться ?

Есть хорошая однотактная схема Манакова А.И.
Если интересно, могу поделиться своей схемой и намоточными данными выходного транса, тогда прошу в личку.

slaide
12.10.2010, 18:35
Как вы смотрите на использовании в качестве регулятора громкости сп5-21а-2?

cvazimodo
04.11.2010, 09:18
А я считаю возню с ламповыми OTL для низкоомных ушей бесполезной тратой времени и денег. Если очень хотите ламповый усилитель для низкоомных, делайте SE или не делайте вообще. Кому лень мотать трансы самостоятельно, обратитесь к специально обученным людям (http://www.audioinstrument.narod.ru/trans/trans.html).
+1
Так уж получилось, что самым первым моим усилком был именно OTL для наушников (6Н23П+6С19П), я даже специально для этого покупал высокоомные уши (AKG K141), второй усь для ушей сделал 20 лет спустя (6Н30П-ДР), в промежутке тренировался на кошках =), за это время выяснилось, что рассчитать и намотать транс не так уж сложно. Так, что подписываюсь под вышесказанным, на все 100%.

PashokZp1
20.01.2011, 18:11
Не подскажете, на какой схеме лучше забрать усилитель для german maestro gmp-400! Источник зк infrasonic quartet. Стили инди-рок,електроника,Nu jazz.

Yoshimo
20.01.2011, 20:37
Для Квартов и Джерман Маэстро я бы не рекомендовал ламповые усилители. Лучше подойдет усилитель на мосфетах, М3 к примеру. Его схема есть на нашем форуме
http://www.lossy.ru/forums/showpost.php?p=769&postcount=7
С лампой звук будет суховат, да и бас не порадует.

PashokZp1
20.01.2011, 21:50
тут не поспоришь!но М3 сложно и по цене думаю выйдет тоже прилично!никто за его разработку не возьмёться в моём городе!а какие еще могут быть варианты??

Yoshimo
20.01.2011, 22:22
тут не поспоришь!но М3 сложно и по цене думаю выйдет тоже прилично!никто за его разработку не возьмёться в моём городе!а какие еще могут быть варианты??

Да, есть один универсальный вариант - Леманн с повышенным током покоя. Схема простейшая, детали не дорогие, собрать и наладить просто.
С яркими Квартами этот усь должен сыграться хорошо.

Александр Лю
30.01.2011, 19:40
Приветствую любителей лампы!
мне подарили несколько ламп 1Ж29Б и 1Ж24Б.
пальчиковые лампы, военные, пишут, что в спутниках применялись, поэтому характеристики должны быть аудиофильские. Друг нажел в каком то журнале схему с такими лампами, в обозримом будущем собирается собрать.
Кто что думает по этому поводу? Сталкивались ли?

Гуру поменьше
30.01.2011, 23:31
Кто что думает по этому поводу?
Если для Вашей Ямахи, то не стоит. Будете сильно разочарованы.

Yoshimo
31.01.2011, 00:11
Меня с такими лампочками жизнь не сводила, но сразу могу сказать, что схема не простая; придется с ней немного посидеть, чтобы довести до ума. Основная проблема будет в выведении фона и подборе удачной компоновки усилителя.

kvk
12.12.2013, 15:22
добрый день, а кто нибудь крутил усилитель The Starving Student Millett Hybrid (http://www.diyforums.org/SSMH/SSMHvariants.php) ? имеет ли смысл строить для наушников fischer audio fa-003 и ЭХО Н16-40 ?

Yoshimo
12.12.2013, 16:11
Решение использовать в качестве истоковой нагрузки транзистора нить накала лампы делает схему излишне чувствительной к "свежести" лампы, т.к. со временем начнут плыть режимы работы транзисторов. Второй недостаток подобного решения - повышенные тепловые шумы, которые хоть и в наушниках прослушиваться не будут, но при работе в качестве предусилителя могут дать о себе знать.

Vasiliy
14.12.2013, 17:57
А есть мнения на счет панды? (panda amp kit)
http://www.aliexpress.com/item/HiEnd-panda-classis-A-Headphone-AMP-KIT-great-sounds/381440015.html
у буржуев он вроде популярнее клонов куба

Yoshimo
14.12.2013, 20:58
А есть мнения на счет панды? (panda amp kit)
http://www.aliexpress.com/item/HiEnd-panda-classis-A-Headphone-AMP-KIT-great-sounds/381440015.html
у буржуев он вроде популярнее клонов куба

Панда хороший усилитель с большим потенциалом, реализовать который в полной мере не позволяет выходной каскад.

Vasiliy
23.04.2015, 22:38
А кто нибудь имел дело с портативными ламповыми усилителями?

Serge44
23.04.2015, 23:13
Смысла нет. Раз уж к усилителю высокие требования, то это должен быть стационарный усилитель, а не портатив.

Yoshimo
24.04.2015, 10:20
А кто нибудь имел дело с портативными ламповыми усилителями?
Извращение для тех, кто любит себя поджаривать на медленном огне :)

Tralfamadorin
25.04.2015, 22:41
http://www.mariklab.ru/shop/transformers/GXSE10-8-5K.html
Кто-нибудь имел дело с такими трансами?

Tralfamadorin
29.05.2015, 10:44
Может кто-нибудь поделится опытом использования ламп 6ж8 ( пентод вкл, драйвер) +6п31с ( в триодн вкл-выход) для однотактника.
Еще вопрос- как качество у трансов работы А.Шалина?

Yoshimo
29.05.2015, 11:34
Может кто-нибудь поделится опытом использования ламп 6ж8 ( пентод вкл, драйвер) +6п31с ( в триодн вкл-выход) для однотактника.
Какое напряжение питания и входное напряжение сигнала?

Еще вопрос- как качество у трансов работы А.Шалина?
Один из мэтров-ламповиков в личной переписке писал мне, что он вовсе не в восторге от шалинских трансов.

Tralfamadorin
29.05.2015, 14:04
Спасибо, за оперативный ответ. На аноде 6ж8 140 В, на аноде 6 п31 -266В. 6п31с с фисированным смещением. Сейчас на даче, пишу с электронной книжки - завтра выложу схему.

Yoshimo
29.05.2015, 15:28
Я долго гонял 6Ж4 в пентоде в паре с разными выходными лампами, в итоге отказался от такого драйвера: перепробовал разные режимы, но характер звука всегда был жестким и звенящим. В триоде совсем другое дело, но Ку невелик, порядка 25-30.
6П9 в пентоде мне понравилась намного больше. Но самый удачный по звуку пентодный драйвер был на 4П1Л.

Tralfamadorin
31.05.2015, 11:28
Выкладываю схему.

Yoshimo
02.06.2015, 10:26
Выкладываю схему.

Номиналов практически не разобрать. Если есть возможность, то лучше запитать схему без умножителя. Резистор в цепи затвор-сток мосфета лучше уменьшить, иначе напряжение питания схемы будет зависеть от токов утечки электролита на 47мкФ. Или можно не уменьшать резистор, но вместо электролита поставить пленку побольше и получше, т.к. этот кондер будет больше всех остальных влиять на звук.

Akai
29.06.2015, 22:28
Yoshimo, а на 6С45П Вы не делали усилитель для наушников?
Может есть схема?

Yoshimo
30.06.2015, 10:26
Yoshimo, а на 6С45П Вы не делали усилитель для наушников?
Может есть схема?

Есть хорошая опробованная схема: http://sergeev21.narod.ru/6s45p.htm

teralf
26.07.2015, 14:20
Yoshimo, Ваше предложение своей разработки для ТДС-7 для меня является базовым.
В качестве возможного дополнительного варианта прошу подсказать ламповое решение усилителя для этих наушников, желательно подробно изложенное.
Источником будет внешний ЦАП -http://ru.aliexpress.com/store/product/3x-TCXO-0-1-ppm-XMOS-DSD1796-U8/802369_32401610171.html
Спасибо!

Yoshimo
27.07.2015, 10:47
Yoshimo, Ваше предложение своей разработки для ТДС-7 для меня является базовым.
В качестве возможного дополнительного варианта прошу подсказать ламповое решение усилителя для этих наушников, желательно подробно изложенное.
Источником будет внешний ЦАП -http://ru.aliexpress.com/store/product/3x-TCXO-0-1-ppm-XMOS-DSD1796-U8/802369_32401610171.html
Спасибо!

Хороший вариант http://xn--g1ajus.xn--p1ai/?p=501
Вот схема поинтереснее, но дорогая в реализации: http://xn--g1ajus.xn--p1ai/?p=594

teralf
31.07.2015, 14:19
Yoshimo, спасибо, но проблема с выходниками.А как Вы смотрите, например,
на схему гибридника от L0ki для ТДС-7?

Yoshimo
31.07.2015, 14:46
Yoshimo, спасибо, но проблема с выходниками.А как Вы смотрите, например,
на схему гибридника от L0ki для ТДС-7?

В теории схема рабочая, но огород из LM317 в сигнальной цепи - не самое удачное по звуку решение.

digitator
01.06.2019, 19:32
Мой обновленный усиль